70% разводов приходятся на первый год жизни первого ребенка. А остальные 30% наверняка строчили заявление на развод в мыслях. Наше заявление болтается в черновиках на госуслугах (хотя жена клянётся, что удалила его полностью)...
Но самое устрашающее, что я даже не заметил, как наш семейный поезд превратился в лязгающую дрезину, которая с натужным кряхтением катится куда-то ко всем чертям. Хвала каким-то неведомым хранителям семейных очагов, которые поднатужились и таки послали нам сил дать по тормозам и разобраться в себе до того, как жена ткнула ту самую кнопку "отправить".
Так в чем же дело? Не стану строить из себя гуру психоанализа, но весь этот клубок змей, в который порой превращается брак после рождения долгожданного и желанного сюсечки-заюсечки, разматывается примерно на такие составляющие.
Физиология. Как бы ни было смешно и банально. Сложно играть в адекватность, когда ты спишь одной половиной мозга, как дельфин. Ну и при этом продолжаешь ходить на работу, иногда хочешь посидеть с друзьями за пивом и вообще неплохо было бы смахнуть пыль с супружеской близости.
Но не каждый догадывается посмотреть на другую сторону поля: мы, мужчины, от природы не можем знать и понимать, что происходит с физиологией женщин после родов. Тебе кажется, что родила и всё, как в голливудском кино или в британской королевской семье. Все красивые, стройные и нарядные машут ручкой с балкона.
Но у нормальных женщин живот останется на много недель. И не надо ржать, мол, ничёси ты нажрала за беременность. Это свинство с твоей стороны и природа с её. А ещё гормональные скачки, паника от ответственности за новое и беспомощное существо, выработка молока или депрессия из-за его отсутствия. Честно, мужики, вы можете себя представить в роли фабрики еды для прожорливого кабачка с глазами? А, ну и недосып. Думаю, тут и добавить нечего.
Я в свое время не мог или не хотел понимать многих этих вещей. Меня бесило, что она теперь отвечает невпопад, порой городит глупости, плачет из-за ерунды или начинает изрыгать пламя. Я занимался нашими общими делами, пока она занималась недельным младенцем, и меня раздражало полное отсутствие интереса с её стороны. И ещё жалобы, что она устала сидеть дома, и страх выходить куда-то с грудничком (а дело было в декабре).
Самое интересное, что, хоть я и работаю из дома и участвую в жизни сына с первых секунд его жизни, я долго не мог понять, от чего она так устает. Мне казалось странным, что она не справляется, ведь чего тут сложного, вон, люди по трое, четверо детей рожают, и ничего, им не сложно. Боже, как я был наивен... Когда сын подрос, он мне отомстил со всей тоддлерской непосредственностью, и теперь я тоже постоянно уставший.
Тут важно понять следующее: в какой-то момент вы начинаете говорить и думать на разных языках. И каждый начинает жить в своей собственной реальности, пишет свой сценарий, где её реплики это то, что ты думаешь она думает про тебя, и делает что-то для того, чтобы в очередной раз тебя позлить.
Ну а твои реплики и действия в ее сценарии не лучше, не обольщайся. Это для тебя то, что ты забыл помыть руки после туалета, а потом полез щекотать малыша, ерунда. А для нее это фильм-катастрофа про эпидемию и зомби-апокалипсис. Шутки шутками, но из-за "туалетных" рук у нас как-то раз был просто грандиозный скандал.
Вместо того, чтобы попытаться хоть на языке жестов, хоть через Гугл переводчик понять, что происходит, каждый из вас играет в свою игру и копит черный багаж обид. Вот живая и настоящая иллюстрация.
Мне очень хотелось, чтобы жена была мобильна с ребенком. Современный человек обязан уметь водить машину, как мне кажется. Можно ездить гулять, в поликлинику, по магазинам. Не тереться по автобусам и такси, не привязываться к моему графику.
Жена получила права на 8 месяце беременности, что само по себе курьезно. Мы успели купить ей машину за день до родов, и я никак не мог дождаться, когда же она сядет за руль и поедет гулять с сыночком в парк, а не на убогой площадке возле дома.
К тому же, раз мы тут рубим правду... Мне казалось, она слишком расслаблена тем, что я не сижу в офисе и могу позволить себе возить их по делам и ездить в магазин почти в любое время. При этом она как будто не ценит то, что я потом работаю в 6 утра и до позднего вечера. Я боялся того, что она пытается сесть мне на шею.
В итоге я заставлял ее садиться за руль чуть ли не с того момента, как сыну исполнилось 4 месяца. До сих пор вспоминаю этот ужас в своих кошмарах. Мы оба орали, нас трясло, она рыдала. До сих пор она не садится за руль, если я сижу рядом, хотя водит уже вполне прилично.
А теперь та же история с другой стороны. Она понимала свою неадекватность и сознательно откладывала вождение. Она и так уже очень далеко вышла из зоны комфорта, а тут ещё абсолютно сумасшедший трафик нашего города, в котором и бывалый водитель часто теряется. А мои потуги ее поскорее усадить за руль она читала так: "Я обуза, мы не можем положиться на него, потому что его это раздражает, а ругаться нет сил".
И вот мы плавно подбираемся к тому, с чего начали. Когда наша дрезина таки удержалась от падения в пропасть и начала снова становиться бравым, даже чуть более бронированным, поездом.
Не могу вспомнить, с чего конкретно начался тот скандал. Кажется, меня настолько уже все раздражало, что я отпускал шуточки ниже всякого плинтуса. Ляпнул что-то про внешность, про то, что она не занимается физкультурой и выглядит, как скрюченная бабка (это у меня такой "фирменный" стиль мотивации). И тут наконец она взорвалась.
Мне действительно кажется, что человека надо разозлить, раздразнить, и, если он сильный, то умоет тебя твоей же желчью, доказав, как ты ошибался. Но в тот день мне прилетел ответ:
— Как мне надоело, что ты смешиваешь меня с грязью и бьешь по больному. Как какой-то падальщик. Если ты считаешь, что я в угоду тебе начну что-то доказывать, ты ошибаешься. Когда я от тебя слышу, какая я стала неуклюжая, некрасивая, горбатая, мне не хочется бежать на фитнес, чтобы ты поразился. Мне хочется лечь и сдохнуть.
Её трясло, потому что это была далеко не первая моя такая "острота".
— Я больше не могу находиться в доме, где меня не только не уважают, но пытаются пнуть побольнее.
С этими словами она схватила сына, документы и заперлась в комнате заполнять заявление.
Первой моей реакцией было отторжение. Ах так? После всего, что я для тебя делаю? Ты вот так разбрасываешься моими усилиями? Ты-то что делаешь для этой семьи, если работа, уборка и ужин на мне? Даже с ребенком не можешь справиться!
Нарыв был вскрыт, и за бесконечными обвинениями наконец показалась суть.
Понимание, поддержка и уважение. Это три единственных кита, на которых может выстоять брак. А их отсутствие - это Уроборос, змея, бесконечно кусающая себя за хвост. Я чувствую, что ты меня не уважаешь, злюсь и отпускаю ядовитые шуточки. В ответ ты чувствуешь то же самое и реагируешь зеркально. Нам обоим кажется, что второй в браке совсем расслабился и ничего не делает. И кто начал всю эту заварушку, уже не важно. Важно, как это всё закончится.
Хватит пытаться думать за жену или за мужа! Никому не нужна эта игра в неврастенические шахматы, типа "если я так скажу, он подумает, что я хотела того-то, но я так не хочу, значит, лучше сформулировать вот этак". Это, кстати, примерно то, что происходило в голове моей жены в то тяжёлое время, когда ей не хотелось со мной связываться. Брак не про это совсем.
Хватит считать, что только на тебе героически держится вся семья (если только на это нет совсем уж объективных причин, но я не про такие случаи сейчас). А если "вторая половина" реально забил(а) на семейные дела, можно решить вопрос цивилизованно, не устраивая малый драматический театр одного актера.
И если дрезина вашего брака катится куда-то по разбитым рельсам - найдите в себе силы затормозить и поговорить обо всём, пока не стало слишком поздно. Поговорить, понять, принять и вернуть наконец взаимное уважение и поддержку.
© Дмитрий Лысенко